Фото: m24.ru/Александр Авилов
Мир балета, такой возвышенный, неизведанный и волшебный, ближе к нам, чем может показаться. Благодаря школе Илзе Лиепа, заниматься им могут все – не обязательно иметь профессиональные данные. Занятия этим искусством научат держать спину, привьют культуру движения и внутреннюю дисциплину. А если у ребенка настоящий талант, то школа поможет достичь и карьерных высот. М24.ru расскажет о том, как учат маленьких балерин и что из этого выходит.
«Принцесса Диана занималась балетом всю свою жизнь, причем настолько серьезно, что делала прыжки. По ее осанке можно понять, что ей это дало. Выпускниц Смольного института, когда те сидели за столом, всегда можно было узнать. И девочки, которые занимаются у нас в школе, совершенно по-другому выглядят: одухотворенное выражение лица, иное ощущение себя в мире. Они продолжают оставаться девочками, не опережая свое развитие внешне и внутренне, что, мне кажется, очень ценно. Не зря говорят: «Выпрямляешь спину – выпрямляешь душу». Поэтому занятия балетом – это возможность облагородить облик», – рассказывает создатель школы Илзе Лиепа.
Фото: M24.ru/Александр Авилов
Вступить в это прекрасный мир девочки, и даже мальчики могут уже в 2,5 – 3 года. Именно с этого возраста их принимают в балетную школу, где они занимаются до 15–16 лет. Строгих экзаменов нет: в школу берут всех желающих. Малыши обычно занимаются по утрам по программе группы раннего развития. Помимо занятий балетом у них есть и общеобразовательные предметы: английский, русский, математика, ритмика, рисование и танец. По вечерам приходят дети 6-12 лет, которые уже учатся в средней школе: они занимаются только танцем по два часа в день минимум 3 раза в неделю.
Профессиональный балет или балет в домашних условиях?
Начать стоит с того, что обучаться профессиональному балету необходимо в специальных учебных заведениях. Если кажется, что вопрос о том, как стать балериной в домашних условиях, подразумевает собой последующую профессиональную тренировку, а затем и получение настоящей работы в театре, то придется немного разочароваться. Почему? Дело в том, что балетный рынок — это очень конкурентное место. Балетом занимаются с самого раннего возраста. Более того, современные труппы рассматривают только тех кандидатов, которые подходят под определенные физические параметры.
Однако это совсем не значит, что тому, кто не посещал специальные тренировки с самого детства, можно навсегда попрощаться с мечтой о балете. Ведь главное — это не только балетные туфельки, но еще и навыки, и умения, которым можно обучиться самостоятельно. Можно танцевать в свою удовольствие, заниматься в непрофессиональных коллективах и даже записывать и выкладывать на общее обозрение видео с собственными исполнениями!
https://youtu.be/gbRL37E7R7Q
Чем занимается балерина
Пришло время рассказать, чем же всё-таки занимаются балерины.
- Большую часть своей жизни балерины проводят около станка. Так как хороший результат требует соответствующих усилий;
- Сначала проходит подготовка к основной работе, то есть растяжка и разминка. А затем уже разучивание самой постановки номера;
- Работа со сценой. Выученные номера артистки показывают в различных театрах, на концертах.
Если танцевальный ансамбль выкладывается на все 100%, у него появляется возможность гастролировать не только по городам России, но и другим странам.
Чем полезен боди-балет
Боди-балет не только помогает стать балериной в домашних условиях, как того хотят большинство занимающихся, но и имеет ряд других неоспоримых плюсов.
Вот, чего можно достичь при регулярных занятиях:
- Восстановление веса и похудение. При тренировках пульс занимающегося подскакивает до 100-139 ударов в 1 мин., и именно такой режим запускает процесс, при котором начинают активно сжигаться лишние жиры.
- Можно заняться укреплением и рельефом мышц. Один из главных плюсов боди-балета заключается в том, что он не способствует увеличению мышечной массы, при этом тело занимающегося постепенно подтягивается. Занятия направлены на тренировку всех основных групп мышц.
- Укрепление суставов. Очень часто боди-балет советуют людям, которые перенесли травмы и теперь находятся на пути к восстановлению двигательной активности.
- При регулярных занятиях начинают улучшаться дыхание и работа сердечно-сосудистой системы. Вместе с этим улучшения также затронут систему кровообращения, а ткани получат дополнительный приток кислорода.
- Среди многочисленных упражнений для балерин в боди-балете есть немало тех, которые делают особый упор на растяжке. Так что у занимающегося есть все возможности улучшить свою гибкость.
- Многие поклонники балета любят этот вид искусства за его грациозность и изящность. Уже через несколько занятий хореографией можно ощутить улучшение собственных походки и осанки, а во всех движениях будет прослеживаться желаемая грациозность.
Детский балет
Чтобы сделать свою дочь балериной, требуется достаточно рано записать ее на занятия. Классический балет начинают осваивать с 4-5 лет, важно не упустить этот момент. Если попытаться устроить в хореографическое училище ребенка с 8-9 лет, то вам предложат выбрать другое направление. При этом в любом возрасте можно начать заниматься для себя. Танцовщицей театра балета при этом девочка не станет, но получит следующие преимущества:
- статную осанку;
- гибкое и грациозное тело;
- высокую физическую выносливость;
- внутреннюю дисциплину;
- умение переносить физический дискомфорт;
- уникальный шарм, присущий всем балеринам.
Есть и минусы, которые нужно учитывать родителям:
- занятия в частных студиях стоят недешево, а бесплатные училища работают не в каждом городе;
- на тренировках девочки оставляют очень много сил;
- на них уходит много времени, это огромная нагрузка, которую нужно сочетать с уроками в общеобразовательной школе;
- при серьезных занятиях происходит профессиональная деформация ног;
- в подростковом возрасте балетные классы становятся связанными с амбициями и высоким уровнем эмоционального напряжения. Это начинает проявляться с 10-11 лет, не каждый подросток способен преодолеть такие трудности без последствий.
Даже если в характере отсутствует дух соперничества и стремления к первенству, все равно потребуется поддержка родных. Ребенок не сможет заниматься балетом, если родители против или просто не разделяют его интересов.
Необходимые условия и атрибуты для занятий дома
Разобравшись с вопросом о том, как стать балериной в домашних условиях, можно переходить к следующему вопросу — что для этого потребуется.
- Во-первых, это наличие свободного времени. На одну тренировку будет уходит как минимум 1 час.
- Во-вторых, это комфортная одежда. Не обязательно бежать за балетной пачкой, достаточно иметь при себе удобный спортивный костюм или любую другую одежду, не сковывающую движения.
- В-третьих, это обувь. Балетные туфельки предназначены для тех, кто умеет ими пользоваться. Для новичков подойдут обычные чешки или легкая спортивная обувь. На пуанты можно будет перейти после специальной подготовки.
Про конкуренцию
Удивителен накал интриг среди этих 5-6-летних соплюшек: в борьбе за внимание тренера они бьют друг друга в раздевалках, пачкают и режут костюмы, выбрасывают инвентарь, радуются чужим травмам.
Я обожала, когда у меня что-то получалось лучше, чем других девочек. Ой, а на выступлениях чего только не было! И порезанные пуанты, и выбрасывание костюма, и рванье пачки. Одну поймала за руку, когда она мне в обувь стекло сыпала.
Самая дичь — подлить дихлофос в грим. Гримерка одна, но такие твари могут во всё налить. Хоть кислоту.
С чего начать?
Заниматься боди-балетом можно как самостоятельно, в домашних условиях, так и под присмотром специальных тренеров в фитнес-клубе. Если первый вариант кажется вам намного привлекательнее, стоит подобрать специальные программы для начинающих. Обычно это подробные инструкции и советы, которые помогут правильно настроиться на нужное направление и научат избегать самых распространенных ошибок.
Занятия дома лучше всего проводить у большого зеркала, а балетный станок может быть заменен на обыкновенный стул. Стоит отметить, что стул, хоть и является хорошим аналогом станка, все же не всегда может обеспечить необходимой поддержкой. Если поблизости есть диван/кресло/стол или любое другое крепкое покрытие, то лучше иногда опираться на него.
Итак, если хочется, начните заниматься боди-балетом как можно скорее и ощутите все радости этого искусства на собственном опыте!
Балет — это вид искусства, который позволяет выразить себя с помощью движений. Кроме того, это академический танец, который основан на ряде основных элементов. Если вы хотели бы попробовать заниматься балетом, для начала вам нужно выучить пять основных позиций рук и ног. После этого можно будет переходить к плие и релеве. Запишитесь на занятия для начинающих, чтобы научиться делать все правильно, и тренируйтесь дома, чтобы быстрее освоить основы балета.
Подведём итоги
В данной статье мы смогли ответить на вопрос: балерина это кто такая, а так же рассказали, чем занимаются люди, посвятившие свою жизнь балету. И поделились положительными и отрицательными сторонами данной профессии.
Наша статья будет полезна родителям, чьи дети ходят заниматься танцами и самим детям, которые интересуются профессией балерина.
Возможно вам будет интересна статья: Астролог это кто такой, чем занимается, описание профессии
https://youtu.be/YCot_QcwhPc
Шаги
Основные позиции
- Начните с первой позиции.
Первая позиция считается самой простой в балете. Сведите ноги так, чтобы пятки соприкасались. Затем разверните стопы в стороны, чтобы они стали перпендикулярно туловищу. Не разводите пятки. Ступни, икры и бедра нужно разворачивать до тех пор, пока ступни не образуют прямую параллельную линию с плечами. Финальное положение и будет первой позицией.
- Всю ногу от бедра до ступни нужно вывернуть в сторону. В идеале ваши ступни должны образовать прямую линию с соединенными пятками по середине.
- Первая позиция рук выглядит так, как будто вы пытаетесь удержать надувной мяч на уровне живота. Кисти нужно расположить на расстоянии примерно 10 сантиметров друг от друга и слегка наклонить к лицу.
- Перейдите во вторую позицию.
Вторая позиция похожа на первую, только пятки не должны соприкасаться. Разведите ноги на ширину бедра. Ступни должны быть развернуты в сторону, как и ноги.
- Вторая позиция рук также похожа на первую, только руки нужно раскрыть. Выполните руками первую позицию, а затем раскройте их от локтя на ширину расставленных ступней. Слегка наклоните кисти к себе.
Чтобы перейти в третью позицию, сначала нужно стать в первую. Разверните ступни и, не меняя положения, поставьте одну ногу перед второй. Прикоснитесь пяткой передней ноги к подъему задней ноги. Икра передней ноги должна оказаться прямо перед икрой задней ноги.
- Третья позиция рук — это сочетание первой и второй. Выполните руками первую позицию, раскройте одну руку во вторую позицию, а вторую оставьте в первой.
Станьте в первую позицию, затем поставьте одну ногу перед другой, не разворачивая ступни. Нога впереди должна оказаться в 10–13 сантиметрах перед второй ногой, а пятка этой ноги — прямо перед большими пальцами второй ноги.
- В отличие от других позиций, в четвертой позиции ступни не соприкасаются. Расположить ступни на правильном расстоянии может быть сложно. Изучите фотографии четвертой позиции в интернете и посмотрите видеоуроки, чтобы понять, на каком расстоянии должны стоять ступни.
Чтобы выполнить четвертую позицию рук, сначала выполните первую. Поднимите одну руку над головой, сохраняя положение локтя. Разверните руку ладонью вниз и держите ее прямо над головой.
В пятой позиции ступни развернуты так же, как и в четвертой, но стоят вместе. Станьте в четвертую позицию и соедините ступни, оставив расстояние в 1–2 пальца между ними.
- Как и в четвертой позиции, в пятой позиции ноги также должны быть развернуты. Не сгибайте ноги в коленях. Натяните колени и не расслабляйте их.
Пятая позиция рук является продолжением четвертой. Выполните руками четвертую позицию. Поднимите руку, которая сейчас внизу, над головой, чтобы она приняла такое же положение, как вторая рука. Пальцы двух рук не должны соприкасаться — оставьте между ними место.
Балетные движения
- Сделайте плие в первой позиции.
Плие — это один из базовых элементов балета. Станьте в первую позицию. Медленно сгибайте ноги в коленях до тех пор, пока колени не окажутся над большими пальцами. Задержитесь в этом положении на секунду, а затем плавно и быстро вернитесь вверх. Завершите движение в первой позиции.
- Переходите из позиции в позицию через тандю.
Тандю, или батман тандю, — это движение, которое позволяет переходить из одной позиции ног в другую. Станьте в пятую позицию, выпрямите ноги и напрягите мышцы. С силой вдавите одну ступню в пол, выведите вперед и верните назад.
- Когда вернетесь в пятую позицию, поставьте ногу на пол, затем выведите в сторону. Колени не должны сгибаться. Возвращая ногу в пятую позицию, поставьте ее сзади опорной ступни.
Завершите тандю. Прижмите ступню к полу, затем отведите ее назад за себя и верните в пятую позицию. Теперь опорная нога будет впереди, что позволит выполнить тандю с другой ноги.
- Станьте на носочки, чтобы выполнить релеве.
Релеве — это базовое движение, которое учат практически все новички. Чтобы выполнить простое релеве, станьте в первую позицию и возьмитесь одной рукой за станок. Напрягите мышцы икр и подтянитесь вверх, чтобы стать на носки. Затем плавно опуститесь вниз.
- Релеве часто выполняют на пуантах, однако новичкам не стоит пытаться стать на большие пальцы. Переносите весь вес на часть стопы, которая располагается под пальцами. Это положение называется деми-пуант.
Со временем вы сможете сочетать плие и релеве. Сначала сделайте плие, а затем поднимитесь в релеве, используя силу ног на подъеме.
- Попробуйте научиться делать соте, когда будете готовы к прыжкам.
Соте часто используется как упражнение для новичков, которое позволяет освоить простые и невысокие прыжки. Чтобы выполнить соте, станьте в первую позицию. Сядьте в плие, оттолкнитесь ногами от земли на движении вверх и слегка подпрыгните вверх. Выпрямите ноги в воздухе и сядьте в плие на движении вниз.
- Нередко во время занятий выполняется несколько соте подряд. Потренируйтесь выполнять не менее 5 соте подряд, чтобы научиться выходить из плие в прыжок и возвращаться в плие. При этом прыжке крайне важно возвращаться в плие, поскольку это движение смягчает удар и защищает колени.
Переходите из плие в соте так же, как из плие в релеве, только с чуть большим усилием. Эта сила позволит вам оторваться от земли.
- «Соте» переводится как «прыжок». Этот прыжок часто сочетается с другими позициями, что позволяет получить другие виды прыжка (например, соте арабеск).
Работа над навыками
- Купите или изготовьте станок для домашних тренировок.
Станок — это простая перекладина, которая помогает сохранять равновесие во время разминки и при разучивании новых движений. Установите перекладину на удобной высоте на уровне талии или чуть выше. Купите станок можно в интернете и в некоторых магазинах спортивного инвентаря. Можно также изготовить мобильный станок из трубок из поливинилхлорида.
- Большинству начинающих нужен устойчивый станок, поскольку он необходимо для развития баланса, работы над техникой и развития мышечной памяти.
У станка часто бывает две перекладины. Нижняя располагается на высоте 80 сантиметров от пола, верхняя — 100 сантиметров.
- Если вы не готовы покупать станок для домашних занятий, узнайте, можно ли заниматься в вашей школе без преподавателя. В некоторых школах есть возможность приходить и заниматься самостоятельно за небольшую плату.
- Учитесь выполнять пор де бра каждый день.
Разучивание движений рук, которое называется в балете пор де бра, обычно дается новичкам как одно из первых упражнений. Старайтесь репетировать эти движения каждый день. Движения включают в себя не только основные позиции, но еще и следующие:
- Ан аван (вперед). При этом движении нужно вытянуть руки перед туловищем, слегка согнуть в локтях и округлить. Разверните ладони к туловищу и сведите пальцы, но не давайте им соприкасаться.
Ан о (вверх). Возьмите ан аван, а затем поднимите руки над головой, не поднимая плечи. Сохраняйте положение локтей и не давайте пальцам соприкасаться.
- Ан ба (вниз). Аккуратно и четко опустите руки вниз и задержите перед бедрами, выведя их из положения ан о. Разверните ладони к ногам, сохраняйте положение локтей и расстояние между пальцами. Верните руки в положение ан аван и повторяйте последовательность не менее 5 минут.
- Сходите на занятия к нескольким преподавателям, чтобы оценить их стиль ведения занятий.
- Продолжайте искать «своего» преподавателя. Балет — сложное занятие, и вам, скорее всего, нужно будет работать с одним преподавателем долгое время. Найдите человека, который будет воодушевлять вас и давать сложные задания.
- Даже если вы уже занимались другими танцами, вам стоит пойти на занятия для новичков. Балет — это очень техничный вид танца, поэтому, возможно, у вас нет нужной подготовки. Ваш преподаватель скажет вам, готовы ли вы к более сложными занятиям.
- Старайтесь не только репетировать движения, но и больше читать и смотреть о балете. Чем больше вы будете знать о технике и теории каждого движения, тем проще вам будет выполнять движения.
- Не сдавайтесь. Путь к карьере балерины или танцора балета длинный. Не стоит ожидать быстрого результата.
Предупреждения
- Не пытайтесь встать на пуанты, если вы новичок. Пуанты опасны для неопытных танцоров. Ваш преподаватель скажет вам, когда вы будете готовы к пуантам.
- Не заставляйте себя становиться в позиции, к которым ваше тело еще не готово. Некоторые движения и позиции требуют длительной работы над силой и гибкостью мышц. Дайте себе время развить мышечную память, иначе можно получить травму.
En Pointe — студия балета в Москве для начинающих взрослых. Мы создали идеальную обстановку для знакомства с классическим русским балетом, современной хореографией и новыми оздоровительными программами с танцевальными элементами. Занятия проходят в небольших группах или по индивидуальному плану — можно выбрать самый комфортный вариант и осваивать основы балета с удовольствием.
Классика и современные направления
Классический балет
— один из самых сложных и красивых форматов танца, развивает пластику и выносливость.
Постановка на пуанты
— неотъемлемый этап изучения русского балета на пуантах.
Power stretching
— оздоровительная программа для растяжки и хорошего самочувствия.
Corsballet
— курс упражнений для безупречной осанки и укрепления мышц спины.
Streetlet
— смешанный формат, в котором сплетаются элементы современного и классического танца.
Преподаватели — действующие артисты балета
Говорят, что язык нужно учить с носителем. То же и с танцем: научиться тому или иному направлению можно только вместе с преподавателем, который и сам танцует. Педагоги нашей школы — профессиональные артисты ведущих московских театров. Они не просто владеют в совершенстве техникой, но и понимают философию каждого направления. С ними занятия становятся настоящим удовольствием, которое помогает оставаться в гармонии с собой и миром вокруг.
Цены на занятия в школе балета в Москве
Для балета, как и для других видов искусства, важна последовательность и постоянная практика. Тем, кто хочет познакомиться с классической хореографией и другими направлениями нашей школы, мы предлагаем разовые уроки. Цены на занятия для начинающих в нашей школе балета в Москве зависят от выбранного направления и формата — в группе или индивидуально. Для тех, кто уже влюбился в танец, у нас есть разные абонементы — на 1,5, 3 и 5 месяцев. Расписание и количество занятий любых направлений можно составлять по своему желанию. Пробные уроки проводятся со скидкой 50%.
В школе современного балета в Москве En Pointe рады ученикам с любым уровнем подготовки, главное — стремление двигаться, любовь к музыке и желание танцевать. Запишитесь уже сегодня на первое пробное занятие, оно будет стоить на 50% дешевле обычного. Далее вы сможете выбрать индивидуальные занятия с педагогом или групповые. На каждый вид тренировок удобнее и дешевле приобрести абонемент.
Изнанка профессии: балерина, которая прощает спящих зрителей
Самое интересное в Большом театре происходит не на сцене, а за кулисами. За лишний вес, к примеру, балерину могут оставить без премии. К тому же артисты – суеверные люди. Столько примет, как у них, в редкой профессии найдешь.
© Sputnik Михаил Нестеров
Семь Кармен на одной сцене: Елизарьев возобновил легендарный балет 13
О невидимой из зрительского кресла стороне профессии рассказала ведущая солистка Большого театра оперы и балета Ирина Еромкина.
Ирина – прима-балерина Большого и мама троих детей. Даже на одного ребенка многие артистки балета решаются с трудом, а стать мамой троих и остаться примой – уникальный в балетном мире случай.
Проект Sputnik «Изнанка профессии» – о той стороне простой и сложной работы, которую не увидеть обывателю. И пусть профессионалы сами рассказывают о невидимой стороне своей работы. Без наших комментариев.
© Sputnik / Виктор Толочко
Видеть свое имя на театральной афише — привычное дело
Банальная невоспитанность
Я не представляю, каким образом можно подсыпать стекло в пуанты. Неужели можно этого не заметить? Думаю, это скорее мифы. У нас так не принято.
Да, у нас есть конкуренция, и доказывается она только в работе. Ролями занимается начальство. Единственное, что я могу сделать, если мне нравится какая-то роль — это выучить ее, позвать своего руководителя и показать. А он уже как начальник разрешит ее танцевать на сцене или нет. От нас зависит только наша трудоспособность.
Обиды среди балерин, конечно, встречаются. Но такое же бывает в других коллективах. Мы проводим очень много времени в театре. Конечно, трения бывают – все мы люди.
Чаще всего – из-за костюмов. Когда один костюм подходит нескольким балеринам, и они могут повздорить из-за того, кто его наденет. Но мне кажется, что это больше проблема молодежи. Потому что балерины моего возраста, имея опыт и определенное положение, между собой уже ничего не делят. У нас уже все разграничено.
© Sputnik / Виктор Толочко
Красота и изящество на сцене — это многие часы работы в репетиционном зале
Многое зависит от воспитания. Каждый человек приходит в коллектив со своим внутренним наполнением. Кто-то считает нормой пройти и не поздороваться. Но балет тут ни при чем.
© Sputnik / Марина Серебрякова
Жизнь на пуантах: эфирное искусство железных людей
Смыть все наработанное
В творческой среде люди особенно верят в суеверия. Я знаю артистов, которые целуют сцену, надевают определенную одежду. Некоторые не моются перед выступлением.
Я перед спектаклем принимаю душ, чем однажды вызвала неподдельное удивление коллеги: «Ты же смываешь с себя все наработанное!»
Наверное, с опытом я поняла, что это действительно суеверие. На тебя действует то, во что ты веришь. Я верю в Бога. Мне достаточно молитвы.
Серьезных травм у меня не было. Но падения были, и не одно. Часто на каких-то элементарных движениях.
© Sputnik / Виктор Толочко
Балетная пачка в гримерке примы, конечно, далеко не единственная
Например, в одном спектакле у меня шла борьба с партнером. Он отрицательный персонаж. И вот он меня держит, а я должна вырваться. Я вырывалась, вырывалась, оттолкнулась от него, и мне показалось, что он меня еще придержит, а он резко отпустил руки. Ноги у меня еще не пошли, и я упала на бок.
Был еще случай. Партнер меня крутил на руках, причем на оттяжке, то есть держал меня за подмышки. Он меня крутил, крутил, и у него что-то произошло с ногами – может, оступился. Он уронил меня во время вращения и упал сверху. Самое смешное, что нам нужно было как-то выйти из этого. А у партнера запутались ноги, он встал на колени, я быстро подскочила и стала подыгрывать: «Ну вставай, вставай».
© Sputnik / Виктор Толочко
Ирина признается, что в театре ей мило все — и репетиции, и междусобойчики в гримерках
Мне самой иногда смешно из-за своих падений…
Конечно, в балете бывает всякое – ребята и ноги выворачивают, и уносят их со сцены во время спектакля, и связки рвут, и мышцы. Один солист травмировался – танцевать дальше не мог, так он на одной ноге, а второй чуть касаясь пола носком, потихоньку уходил со сцены, держа образ.
А однажды на моих глазах у артиста полностью вывернуло стопу. Это страшно. Он очень долго приходил в форму. И после такой травмы вернулся, это наш ведущий артист. С каким уважением я на него посмотрела!
Белый или черный лебедь?
«Лебединое озеро» – мечта каждой балерины. Эталон всех ролей. Две грани – добро и зло, черный и белый лебедь, Одетта и Одиллия. Белый лебедь – это все такое мягкое и пластичное. А черный, он более колкий, там совершенно другие руки, другие взгляды, другие позы. И, конечно, каждая балерина мечтает на себя это примерить, это ощутить.
© Sputnik / Виктор Толочко
Театральная сцена — прозаическое и одновременно священное место в театре
Есть спектакли сложные, есть тяжелые. Сложные спектакли – это те, где много техники. В тяжелых много прыжков, ты просто физически устаешь. Я не могу сказать, что «Лебединое озеро» – тяжелый спектакль. Фактически его можно станцевать без единого прыжка. Но он сложный технически.
«Белый» акт сложный тем, что в нем есть длинное адажио, и его надо танцевать, когда у тебя руки – крылья. Ими же надо не просто махать. Как лебедь, отводить назад. В этой позе даже минут 15 промахать руками – заболит все. А после этого в «черном» акте столько вращений, фуэте…
Я пыталась понять, какой из образов мне ближе. Белый лебедь или черный? Но не смогла их разделить. Я хочу и то, и другое. Для меня это одно целое. Как две половинки. Один не существует без другого. Ты не поймешь, что такое отрицательное, если не прочувствуешь положительного.
© Sputnik / Виктор Толочко
Артисту нужны аплодисменты. Потому что все, что мы делаем, делаем не для себя.
Такие тяжелые 50 кило
Естественно, балет подразумевает изящество. Балерины должны быть тоненькие, хрупкие. Я считаю, что, если ты пошел в эту профессию, ты должен понимать, что балет обязывает. Поэтому обидно, когда балерины выходят на сцену, можно даже так сказать, толстые. Ощущение, что это… неправильно.
© Photo : из личного архива В. Елизарьева
Валентин Елизарьев: не думаю, что театру было хорошо без меня
У нас есть ограничения по весу, и нас периодически взвешивают. Это правда. В правилах оговорено, что балерина должна весить не больше 51 килограмма вне зависимости от роста. Потому что мужчина, артист балета, не должен поднимать больший вес.
Конечно, есть очень высокие балерины. Если визуально она красиво выглядит, если есть партнер, который с ней справляется, то от нее не будут требовать доводить себя. Но норма у нас есть, и за это гоняют. Даже премию снимают.
В театре есть процедура взвешивания. У руководства стоят напольные весы. На них абсолютно правильный вес вплоть до грамма. Кабинет находится за стенкой балетного зала, поэтому можно забежать взвеситься. В остальных случаях нас предупреждают, что будет взвешивание. Обычно дают некоторое время, чтобы привести себя в порядок и, например, отказать себе в ужине несколько дней.
© Sputnik / Виктор Толочко
Балет подразумевает изящество — Ирина признается, что, как и все, строго следит за собой
Когда мне было 14-16 лет, я сидела на диетах. А потом благодаря, наверное, желанию быть стройной пришла привычка уже мало есть. Можно есть все, но поменьше. Можно же съесть 100 граммов шоколадки, а можно 20 в удовольствие. Конечно, я могу на праздник позволить себе довольно много съесть. Правда, на фоне обычного рациона это все равно будет мало.
Из балета – в бизнес
© Sputnik / Виктор Толочко
Он вернулся: как коллектив Большого встретил Валентина Елизарьева
Я, наверное, по жизни человек непривередливый. Мне хватает зарплаты. Но у нас есть люди, которые хотят получать больше. Их не стоит осуждать. Это их, личное. Есть девочки, которые балетные школы открыли. Ребята вообще в разные сферы уходят – в ресторанную деятельность, запчастями занимаются.
Но те артисты, которые прочувствовали сцену и ведущие роли, редко уходят, только если из-за травм. Были артисты, которые через какое-то время понимали, что ведущими они уже не станут, а желание было огромное, им чего-то не хватало, они уходили, уезжали в другие страны.
Если говорить о цифрах, то кордебалет среднюю зарплату по стране (около 500 долларов) не получает. У солистов, думаю, она есть. У ведущих зарплата будет больше. Вообще у артистов никогда не было высоких зарплат.
Еще есть премиальные, которые зависят от количества спектаклей в месяц. У нас балльная система. Чем важнее партия, тем больше баллов и, соответственно, вознаграждения. Поэтому зарплаты могут быть очень разными.
© Sputnik / Виктор Толочко
Обычно балерина «станцовывает» пуанты за один спектакль
Китайские башмачки
В советские годы все балерины были мученицами, на мой взгляд. Пуанты тогда делались из мешковины. Ткань вырезалась в форме основания носка. Каждый слой промазывался клеем, который застывал.
И таких слоев делали 5-10. Эти пуанты, когда застывали, были твердые-твердые. Чтобы придать им какую-то мягкость, мы по ним стучали молотком.
Стелька практически была сделала из картона, который через какое-то время от влажности стопы размокал, и ты стоял уже на своей ноге. Если посмотреть на старые фото, то у пуантов пяточек узенький-узенький. Там пальцы сильно сжимались. С годами начинали расти куда-то вбок.
Сейчас новые материалы, все куда удобнее. Но профессия все равно накладывает свой отпечаток. У балетных девочек нередко начинает расти косточка большого пальца, ведь на нее идет большая нагрузка. Она начинает деформироваться.
© Sputnik / Виктор Толочко
Балерины называют современные пуанты по-настоящему комфортными — в сравнении с теми, которые использовали артистки балета еще лет 20 назад
Больно ли стоять на пуантах? Нет, не больно. Наши ноги я иногда сравниваю с китайскими башмачками. Слышали о таких? Когда знатным китаянкам с детства бинтовали ноги, чтобы ножка навсегда оставалась маленькой.
В детстве, пока мы привыкаем, у нас и мозоли, и пальцы болят, и подъемы. Но когда ты к этому привыкнешь, к пуантам уже относишься как к части своей жизни.
Сейчас пуанты уже можно подобрать по своему размеру — по своим пальцам, по объему стопы, по высоте пятки. В них действительно очень комфортно. Внутри мягенько-мягенько. Все поролончиком обложено. И вкладыши на пальчики силиконовые.
В театре мы все танцуем в американских пуантах. Они сделаны из пластика. Пластик мягкий, но крепкий. В таких пуантах я выдерживаю трехактный спектакль – каждый акт по 40-50 минут. И потом не чувствую усталости именно от них.
© Sputnik / Виктор Толочко
Для каждого члена труппы театр давно стал вторым домом — здесь проходит немалая часть жизни
Выступать для одного зрителя
Я как зритель часто прихожу в зрительный зал. Сажусь и смотрю спектакль в исполнении коллег. Не один раз я видела зрителей, которые просто спят. Я понимаю, что это люди, которые, скорее всего, случайно попали на спектакль, их привели, а балет надо понимать.
Я никак не обижаюсь и могу их понять. Я тоже не всесторонне развитый человек: есть вещи, которые от меня далеки. И если бы меня так же посадили и сказали слушать, я бы маялась и, возможно, уснула.
Артисту нужны аплодисменты. Потому что все, что мы делаем, делаем не для себя. Когда звучат аплодисменты, значит зрителю нравится, значит я делаю все правильно. Если артист делает трюк, он хочет показать это людям, чтобы их это как-то восхитило.
© Sputnik / Виктор Толочко
У балерин именные пуанты
У нас воспитание такое: даже если зритель в зале один, мы все равно будем танцевать с полной отдачей. Даже если он один будет хлопать и выражать свою радость. Мы ради этого готовы творить.
Многодетная балерина
У меня трое детей. В нашем театре таких мам-балерин больше нет. В мире подобных артистов – единицы. Даже человек любой другой профессии не всегда решится родить троих, а у артиста балета век короткий: у нас стаж 20 лет.
А на беременность нужно время, потом – на восстановление. И если нет кому помочь, не на кого ребенка оставить во время вечерних репетиций, надо все время водить с собой.
© Sputnik / Виктор Толочко
Дети Ирины буквально выросли в театральных коридорах и даже сейчас, когда уже нет нужды брать их с собой, все равно просятся в театр
Я не могу всех призвать: давайте все рожайте. Я очень люблю детей и ни на грамм не жалею, что у меня их трое. У меня даже нет мысли: все, больше детей не хочу. Если так сложится, я бы и четвертого с удовольствием родила.
Как я справлялась? С каждым ребенком все было по-разному. Старший сын (ему 20) часто был со мной в театре. Я его из садика забирала, приводила. Мама моя потом уже больше им занималась, помогала. Когда стал школьником, так совсем стал самостоятельным. Он очень ответственный парнишка. На него всегда можно было рассчитывать и дома одного оставлять. Я не боялась за такие вещи – закрыли ли дверь, выключили ли утюг.
Вторая дочка – вообще театральный ребенок. Даже сейчас, ей скоро будет 8 лет, она постоянно просится: «Возьми меня с собой». Я ей говорю: «Тебе дома интереснее с подружками, оставайся». А ей нравится даже просто прийти в гримерку, где есть эта атмосфера. Она прямо болеет этим.
У служебного входа в театр сидят две балерины — многие с ними даже здороваются
У младшей тоже есть желание в театр пойти. Но она совершенно другого характера. Она очень любит мою маму и всегда просится быть с ней. Ей четыре годика, она в театре была считанные разы. Вроде бы трое детей мои, а все разные, и у каждого по-разному идет жизненный путь.
Я не против, если кто-то продолжит династию и пойдет в балет. В нем много сложностей, но и много прекрасного. Для девочки это осанка, походка, фигура. Попадая в театр, можно попутешествовать. Много гастролей в разные страны. Это такой большой плюс, по крайней мере, для меня. Я объездила почти весь мир, при этом еще зарабатывала. С другой стороны, балет – это такая профессия, которую надо любить. Сцена, зрители, костюмы, роли. Мне нравится и репетировать, и какие-то междусобойчики в гримерках. Я это очень люблю. А в балете по-другому нельзя.
Уроки балета для начинающих
Наш телефон: +7916-288-75-00. Позвоните, и мы сориентируем вас по времени занятий, поможем определиться с курсом, расскажем о наших педагогах.
*Покупка через сайт со скидкой предполагает запись на удобную для Вас дату согласно расписанию через администратора и автоматическое сгорание занятия при неявке. Перенести занятие можно 1 раз не позднее, чем за 12 часов до занятия.
Балет многим кажется непостижимым искусством, которым нужно заниматься с раннего детства. Это так, если речь идет о профессии балерины и мечтах стать примой Большого театра. В остальных же случаях, приложив усилия, приобщиться к балету и наслаждаться собственными успехами легко.
Вы хотите заниматься балетом? Это очень достойное увлечение. В идеале, балетом необходимо заниматься в специальной группе под руководством профессионала. Но не у всех есть такая возможность. В таком случае можно заниматься дома.
При этом необходимо понимать, что даже если Вы основательно подойдете к процессу подготовки, прочитаете гору специальной литературы, пересмотрите множество полезных видео, вряд ли у Вас получится научиться балету на таком уровне, чтобы выступать на сцене. А для себя, для общего тонуса или для того чтобы выступить на празднике перед друзьями, заниматься дома балетом вполне реально
.
Про еду
Строго. Очень строго. Могли наорать, побить игрушечным молотком за любую прибавку в весе. Набрала 200 граммов — прыгай сотте дополнительные 60 раз. Привычка не жрать, если срочно надо скинуть вес, осталась. Просто ешь кефир и огурцы, на правильное питание сесть проблема. За спиной грозный учитель, который наорет за сытный, но ненекалорийный рацион, так как вздует живот и прыжок будет хуже. Балерина должна порхать же. И в идеале питаться воздухом.
Расскажу на примере склонных к полноте. Очень популярны были чаи и ксеникал. То есть диет не было в принципе. Либо монодиеты. Гречка без соли с водой и так далее. Но это огромный вред ЖКТ. До сих пор не понимаю, почему у балерин не приветствуется правильное питание.
Родители, кстати, горячо включаются в кампанию под названием «Ты жирная!» и лишают детей не только вожделенных сладостей, но и элементарной еды, необходимой для детского организма. А в этом возрасте закладываются основы: кости, хрящи, суставы…
Преимущества занятий балетом дома
Хореография — это один из высших видов танцевальной деятельности. Балетные движения создавались лучшими французскими и русскими хореографами для выступления на сцене.
С помощью занятий балетом можно научиться чувствовать свое тело, понимать музыку и двигаться с ней в один ритм. Регулярно занимаясь балетом, Вы повысите координацию движений и натренируете вестибулярный аппарат. Кроме этого, занятия балетом корректируют фигуру, помогают избавиться от лишних килограммов, исправляют осанку
, а иногда может наблюдаться увеличение длины ног и шеи, что всегда смотрится очень изящно.
Увлечение балетом — прекрасный способ стать интересной себе, любимому мужчине и окружающим. У некоторых людей жизнь проходит по принципу «работа-дом», «дом-работа», никаких увлечений, все серо и буднично. Внесите в свою жизнь новые краски и эмоции! Когда человек занимается тем, что ему нравится, у него глаза горят, да и в других сферах жизни все начинает налаживаться. Жених или муж обязательно оценит Ваши старания, стройную фигуру и приобретенную грациозность.
Плюсы и минусы профессии балерина
Давайте рассмотрим все положительные и отрицательные стороны данной профессии.
Плюсы
- Для детей, в частности девочек, быть балериной – это заветная мечта. И как раз эта профессия может стать отличной возможностью воплотить желаемое в жизнь;
- Красивые и изящные наряды;
- Выступление перед публикой, на сцене;
- Высокая заработная плата;
- Возможность увидеть мир, с помощью гастролей.
Минусы
- Выматывающие тренировки;
- Строгий режим дня;
- Боль в суставах, связках, мышцах;
- Посвящение всей своей жизни балету.
Как заниматься балетом дома?
- Структура занятий хореографией очень стандартна и не важно, занимаетесь Вы с тренером или дома.
- Сначала идут самые легкие упражнения для разогрева и растяжки мышц. Затем выполняются продолжительные и сложные упражнения. За несколько часов до занятий Вам необходимо хорошо покушать, иначе может просто не хватить сил и энергии.
- Обязательно нужен станок
, так как на нем выполняются все основные упражнения. В конце необходимо выполнить растяжку. Она делается не на станке, а в свободном пространстве — отрабатываются прыжки, вращения и обязательный финальный поклон. - Заниматься балетом следует 2-3 раза в неделю на протяжении часа
, можно заниматься и полтора. Если делать это регулярно, то уже через месяц Вы заметите результат. Ваши плечи расправятся, осанка станет более горделивой, и прибавится уверенности в себе. - Бытует мнение, что для занятий балетом нужно покупать специальную форму, в том числе пуанты и пачку. Это заблуждение. Чтобы свободно танцевать на пуантах, необходимы годы тренировок, а новичок просто не сможет на них стоять. Начинающим лучше использовать обычную форму для занятий спортом
, например леггинсы, или эластичные обтягивающие брюки или топ. В качестве обуви подойдут специальные балетные тапочки, которые можно найти в магазинах для танцоров. Покупать такую обувь следует немного меньшего размера, чем Вы носите в повседневной жизни, так как балетные тапочки должны плотно прилегать к ногам.
Позиции в балете — это основа всех основ, без которых невозможно изучение каких-то сложных хореографических фигур . Поэтому начинать обучение балетному искусству в домашних условиях необходимо именно с них.
- Первая позиция — встаньте прямо, пятки сдвиньте вместе, а носки разверните в обратную друг от друга сторону, таким образом, на полу образуется прямая линия.
- Вторая позиция очень напоминает первую, но все же есть существенное различие — пятки вывернутых ног находятся примерно на расстоянии одной ступни.
- Третья позиция — пятка одной из ног стоит перед подъемом другой ступни и слегка с ней соприкасается.
- Четвертая позиция — поставьте выворотные ступни параллельно друг другу так, чтобы между ними можно было поставить еще одну ступню, при этом одну пятку следует поставить прямо перед носком второй пятки, таким образом, масса тела распределится равномерно.
- Пятая позиция во многом схожа с четвертой. Но есть и разница, которая заключается в том, что ступни обеих ног плотно соприкасаются друг с другом.
- Шестая позиция — ноги расположены не выворотным образом, а находятся в обычном положении.
Также есть и основные положения рук
, которые лучше осваивать после изучения позиций ног. Каждое положение необходимо выполнять очень внимательно, стараясь максимально прочувствовать мышцы и напрячь их. Живот всегда втянут, осанка прямая и грациозная.
- Первая позиция: руки опустите вниз и округлите, ладони смотрят вверх.
- Из первой позиции руки плавно поднимаются к уровню живота, плечи свободно смотрят вниз.
- Из второй позиции руки плавно переходят к верху головы, а кисти сохраняют основную позицию.
- Одна рука находится на уровне живота во второй позиции, а другая рука над головой в третьей позиции.
- Одна рука прямая, немного сдвинута в сторону от тела, а другая находится в третьей позиции.
- Одна рука все также находится около корпуса, а другая плавно переходит вниз, образуя вторую позицию.
- Разведите обе руки в стороны, таким образом, чтобы они образовали полукруг от локтя до запястья — это седьмая позиция.
Как научиться балету дома: видео
Даже если Вы не собираетесь профессионально заниматься балетом, такие занятия будут очень полезными для поддержания здоровья и улучшения внешнего вида. Кстати, многие профессиональные футболисты занимаются хореографией, чтобы повысить качество своей игры, а у обычного человека балет развивает пластичность и гибкость
.,
Какая женщина с завистью не смотрит на точеные фигурки балерин и не восхищается их гибкостью, растяжками, изяществом при немаленькой силе мышц и выносливости тела. И тут же каждая, наверняка, думает: мне такого никогда не добиться, ведь я не занималась в балетной школе с 5-ти лет… А ведь не все так грустно – сделать свое тело, если не точно, как у профессиональной балерины, то стройным, грациозным и гибким может помочь относительно новое современное направление тренировок – боди балет фитнес. Что такое бодибалет, какие результаты дает, можно ли с ним худеть, заниматься дома по видео урокам – ответы в нашем обзоре.
Body-Ballet, как разновидность танцевальной аэробики, появился относительно недавно – в 2005 году, когда автор методики, известный хореограф и фитнес тренер Ли Сараго (на фото) представил миру видео своей новой разработки, где она объединила балетные движения, классические танцы, элементы пилатеса и йоги в одну микс-программу, которой было придумано удачное название боди балет. Движения, взятые из балета, автор упростила и адаптировала под возможности обычных женщин, без специальной танцевальной и физической подготовки, поэтому занятия боди балетом доступны практически всем желающим (и мужчинам тоже), у которых нет серьезных ограничений по здоровью.
Быстрое распространение боди балет получил благодаря Джанет Дженкинс – самой популярной в США фитнес-тренеру. Эта темнокожая атлетка, с двумя высшими образованиями в области спортивной медицины, помогает иметь стройные и безупречные фигуры многим голливудским и музыкальным звездам. Она сразу оценила все достоинства, которыми обладают занятия боди балетом, внесла свои дополнения и вместе с автором выпустила видео уроки боди балета для занятий в зале и дома.
В Россию боди балет привезла известная балерина, солистка Большого театра Ильзе Лиепе. Она немного изменила методику, предложила свой вариант музыкального сопровождения. Ее инициативу подхватила Екатерина Буйда – хореограф и ютуб-блогер, автор многих программ фитойоги. В 2009 году она предложила свою разновидность: боди балет для похудения или бодитрансформинг.
«Девочки боялись, что вырастет грудь, начнутся месячные»
В начале октября покончила с собой 14-летняя ученица Московской государственной академии хореографии. Позже в редакцию «Ленты.ру» обратилась бывшая студентка учебного заведения. По ее словам, не последнюю роль в трагедии сыграли жесткие, а порой и жестокие методы обучения, принятые в балетной школе. В руководстве академии произошедшее назвали несчастным случаем и попросили не акцентировать на нем внимания, но девушка рассказала, почему не верит, что трагическая смерть ее знакомой была случайной.
«Она писала предсмертные записки с начала учебного года. Но никто ей не поверил. Может быть, она решила доказать», — говорит 15-летняя Мария (имя несовершеннолетней изменено). Мария училась на год старше Юлии и помнит погибшую жизнерадостной девочкой.
Вечером 5 октября под окнами жилого дома в центре Москвы нашли тело юной балерины. 14-летняя девушка лежала на асфальте. Вместе с родителями и двумя сестрами Юлия Иванова (имя несовершеннолетней изменено) жила в этом доме на 14-м этаже. Мать погибшей рассказала следователям, что дочь училась в Московской государственной академии хореографии. Несмотря на любовь к балету, Юлия была под угрозой отчисления: при норме 44 килограмма для балерин ее возраста она весила 50 килограммов. Об этом заявили на родительском собрании 26 сентября.
Юлия страдала булимией — пищевым расстройством, при котором чрезмерный контроль за своим весом сопровождается резкими срывами, перееданием и последующими попытками радикально избавиться от лишних килограммов. Незадолго до трагедии родители нашли в ее вещах слабительное, что привело к очередному конфликту в семье. Девушка заперлась в своей комнате, а когда мать вернулась домой, увидела открытое окно.
«Сначала я подумала, что это глупая шутка. Потом меня начало трясти. Я знаю это состояние, когда из-за веса ты готов покончить с собой. И знаю, как до этого доводят в школе», — вспоминает Мария. В прошлом году девушка забрала документы из училища.
Юлия писала одноклассникам, что она не может справиться с весом и чувствует себя загнанной в угол, говорит мать Марии.
«У нее была депрессия. Это нужно было лечить медикаментами, но они создают побочный эффект под названием «лишний вес». Вначале у нее была анорексия, потом она стала страдать булимией», — уточняет она.
Фото: Денис Синяков / Reuters
Московская государственная академия хореографии — не только одна из старейших балетных школ мира (в следующем году ей исполнится 245 лет), но и одна из самых престижных в стране. Традиционный выпускной экзамен проводится на сцене Большого театра, после чего лучшие ученики и ученицы академии получают приглашение о работе в знаменитых балетных труппах. В разные годы ее выпускниками были Майя Плисецкая, Илзе Лиепа, Анна Антоничева, Вячеслав Гордеев, Сергей Филин, Николай Цискаридзе.
Ежегодно в училище принимают около 40 детей, окончивших начальную школу. Пятый класс общеобразовательной школы считается первым в балетной академии. К выпускному в классе остается половина учащихся: идет жесткий отсев.
Погибшая Юлия училась в «переломном» пятом балетном классе: именно накануне выпуска идет самый суровый отбор. Имеет значение не только успеваемость, но и физические данные подростков. В начале и в конце года учащихся взвешивают, списки с показателями передают преподавателям профильного предмета. Результаты могут быть объявлены им на весь класс, что усиливает градус напряжения среди подростков.
Мария признает, что к оценкам и возможному исключению она и ее одноклассницы относились чересчур эмоционально. «Если ставили двойку по «классике» (классическому танцу — прим. «Ленты.ру»
), начинались рыдания, угрозы покончить с собой. Срывы — это норма», — объясняет она.
Такое отношение к предмету неудивительно: в отличие от обычных школ, в балетной есть один главный предмет, который преподается каждый день несколько часов. Как правило, это классический танец, основа балета. Таким образом, педагог по основному предмету становится более значимой взрослой фигурой для учениц, чем остальные преподаватели. И у Марии, и у Юлии это был один преподаватель: заслуженная артистка России Майя Иванова. Ее научным руководителем была ректор академии Марина Леонова, говорится на сайте заведения.
Анорексия, которой заболела Мария, была обусловлена отношением преподавательницы к внешности одноклассниц, говорит девушка. «На второй год обучения я стала ее бояться. Она не кричала, не угрожала. Уничтожала морально. Всех, кто был, по ее мнению, недостаточно худыми, она называла «жирными коровами» и «кабанихами», «съевшими слона». Она могла подойти прямо в коридоре, при мальчиках и других учителях, схватить за плечи и встряхнуть, указав на излишнюю полноту», — рассказывает она.
Больше всего девочки в классе боялись, что у них вырастет грудь и начнутся менструации — это считалось «позорным» и порицалось как «ожирение».
«У моей одноклассницы начались месячные. Она сидела на занятиях по «классике» как освобожденная, ей было очень стыдно. На уроке педагог назвала ее коровой, а после попросила остаться и доказать, что у нее действительно «эти дни». Показать прокладку. Одноклассница вышла в слезах, ее трясло», — вспоминает Мария, извиняясь за «банальные подробности».
Александр Кряжев / РИА Новости
Эти подробности стоили Марии пищевого расстройства: она боялась, что, если поправится, подвергнется такому же унижению. В третьем балетном классе (7-й класс обычной школы) она перешла на экстремальную диету: зеленый чай (черный не помогает похудеть), обезжиренный творог, овощи на пару и 100 граммов отварной куриной грудки — в виде поощрения балетных успехов. Более калорийную пищу, приготовленную мамой, она выкидывала тайком. «Когда у меня темнело в глазах, я радовалась, что меня похвалят: все хорошо, я худая», — объясняет она.
При росте 170 сантиметров она весила 40 килограммов. В четвертом балетном классе похудела до 36. «Когда я пришла осенью, Майя Евгеньевна начала меня хвалить. Говорила, что я молодец, именно такая форма и нужна, ставила меня в пример другим девочкам. Сейчас я понимаю, что выглядела ужасно. Но, когда мне об этом говорили, я думала, что завидуют», — говорит Мария.
Истощенная фигура, защищавшая от нападок учителей, была не единственным следствием жесткой диеты: Марии перестало хватать сил на простые пируэты. Хотя она стояла у центральной палки (то есть была одной из лучших учениц), истощение воспринималось преподавателями как банальная лень. Девушку приглашали на дополнительные индивидуальные занятия. Сначала раз в неделю, потом два раза, потом три — по 1,5 тысячи рублей за урок. Пользы от них не было, говорит Мария: индивидуальные уроки превращались в групповые, и педагоги отвлекались на свои дела. Когда она отказалась от частых факультативных занятий, Иванова занизила оценку.
За здоровьем юных балерин должны следить и врачи. Но медицинская помощь была лишь предметом для шуток. «Помню, был период, когда нас всех кормили «Смектой». Голова болит — вот тебе «Смекта», живот — «Смекта», упал и получил травмы — держи «Смекту». Мы смеялись», — вспоминает Мария. Штатных психологов не было, хотя их поддержка нужна была не только подросткам: срывы случались и у педагогов. По словам Марии, однажды на эмоциях преподавательница классического танца Тамара Негребецкая швырнула стулом в одну из учениц.
В ноябре 2020 года девочка упала в обморок на уроке литературы. Следующие два месяца она провела дома с сильнейшим истощением организма: согласно индексу массы тела, у нее был выраженный дефицит. За то время, пока она провела дома, никто из одноклассниц и учителей ей не позвонил.
«Когда ребенок делает успехи в академии, кажется, что она будущая Анна Павлова, Майя Плисецкая. Это тщеславие ослепляет. Я сама контролировала ее питание, подбирала малокалорийные продукты. Когда ребенок начал меньше есть, я себя ловила на мысли, что это здорово: такая сила воли», — говорит мама Марии.
Девочка скрывала свой вес от родных: в ее классе было принято злоупотреблять слабительными — пили таблетки пачками. О проблемах с питанием и 36 килограммах мать узнала из ее личного дневника, когда столкнулась с эмоциональными срывами дочери.
Фото: Илья Наймушин / Reuters
«У нее были постоянные истерики. В день — до десяти. Дочь плакала, называла себя толстой, говорила, что не хочет жить. В тот день, когда я нашла подтверждение своим догадкам в дневнике, я схватила ее за руку и повела к психологу. Мне сказали, что Маша на грани: еще неделя, и будет пройдена точка невозврата», — вспоминает она.
Психиатр поставил диагноз: «депрессия» и «анорексия». В отчаянии женщина обратилась к гипнологу. С января при еженедельных сеансах у психотерапевта и терапии антидепрессантами состояние дочери стало медленно улучшаться.
Мать Марии решила поговорить с ректором об отношении к здоровью учениц. Это оказалось непросто. Некоторые порядки в академии отдавали дань традициям времен основания заведения — имперской России конца XVIII века, говорит Мария.
«Ректор всегда была, как королева. Она подъезжала во внутренний двор на машине с тонированными стеклами, и, когда она заходила в академию, все в коридоре либо прятались, потому что ее боялись, либо выходили и делали кникс (поклон с приседанием как знак приветствия — прим. «Ленты.ру»
). Она проходила и скрывалась в своем кабинете, в который попасть было невозможно. Единственный день, когда нам было можно туда зайти, — это ее день рождения. Мы дарили цветы, читали стихотворение и уходили на цыпочках», — вспоминает бывшая ученица.
Возможно, привычка к пиетету помешала родителям наладить контакт с руководством академии. Замечание матери Марии о том, что все девочки в классе дочери так или иначе злоупотребляют слабительными и страдают пищевыми расстройствами, было проигнорировано. Леонова ответила, что анорексия — это личная проблема Марии, которая не имеет отношения к академии. Женщина обратилась к врачам, но и те сообщили, что главное — результат, а не психическое здоровье воспитанниц. Тогда она забрала документы из академии.
К тому моменту Мария сама была готова уйти. «Вся розовая пыль про балетные пачки и красивые танцы выбилась на первом году обучения. Однажды я неправильно повторила комбинацию. Преподавательница подлетела ко мне, схватила за пучок на голове и нагнула меня, а когда я выпрямилась, зарядила кулаком в лоб. От боли и неожиданности я заплакала, а она спросила: «Чего ты ревешь, что я тебе сделала?»» — спокойно рассказывает она.
Случившееся с 14-летней Юлией — едва ли трагедия для самой академии: «Им просто страшно, что могут начать искать причины», — уверена Мария.
Она поступила в спецшколу с лингвистическим уклоном, но на аватаре в соцсети до сих пор стоит ее фотография в балетной пачке и пуантах.
«Лента.ру» обратилась за комментариями в Московскую государственную академию хореографии, однако коммуникация не задалась: сначала помощник ректора Алла Чапаева заявила, что Марина Леонова не считает нужным отвечать на вопросы, затем в редакцию пришло письмо с советом журналисту «не теребить еще не зажившие раны»: «Публичные комментарии и рассуждения применительно к трагическому случаю полагаем безнравственными, непрофессиональными, создающими ненужный ажиотаж в обществе. Навязчивое желание и постоянные попытки бывших студентов очернить собственную alma mater не вызывают у нашего уникального коллектива ничего, кроме презрения», — написала Чапаева, отказавшись продолжить общение.
Руководство Московской академии хореографии действительно очень закрыто — и не только для общения с журналистами, но и с самими родителями, говорит балетный критик Анна Гордеева. Вплоть до элементов «крепостного права»: академия запрещает родителям общаться в соцсетях и обсуждать работу школы. Тем, кто боится за профессиональную судьбу ребенка, приходится следовать этим правилам.
«Школа не считает нужным объяснять свои действия. Она, безусловно, не видит проблемы в пищевых расстройствах детей», — уверена Гордеева. Анорексия и булимия считаются в балетной среде проявлением слабости, а не болезни, отмечает она.
Фото: Виталий Аньков / РИА Новости
Наличие штатных психологов в академии вряд ли решит проблему: «Ни один балетный ребенок не будет говорить о реально важных для себя вещах со штатными психологами школы. Первое, чему научаются балетные дети, — не быть откровенными ни с кем, кто подчиняется руководству. В реальности — во власти ректора все. В том числе, врачебные тайны».
И оскорбления, и физические воздействия — традиция всех российских школ, утверждает критик. Это касается и Московской академии — второй по значению для балета в России, и первой — Академии русского балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге, и третьей — Пермского государственного хореографического училища.
«Есть замечательный документальный фильм Ефима Резникова «Пленники Терпсихоры» о Людмиле Сахаровой, художественном руководителе пермского училища. Под запись она не стесняется доводить до слез и истерики своих учениц, которые потом становятся звездами. В наших балетных школах считается, что эмоциональное насилие идет на пользу ребенку, что оно эффективно», — говорит Гордеева.
Критик подчеркивает, что жесткий стиль обучения в той или иной степени присущ многим балетным школам и за пределами России. Тенденция к гуманизации балетного образования прослеживается пока лишь в американских школах: родители могут подать в суд на педагога, который говорит, что ребенку нужно похудеть. «С одной стороны, это положительно сказывается на психологическом состоянии учениц, с другой — стоит посмотреть на выпускниц американских школ, чтобы понять, что самочувствие улучшается, а качество образования снижается», — рассуждает Гордеева.
Она тут же добавляет, что это не значит, что эмоциональное насилие необходимо, но уверена: если человечество станет гуманнее, балет исчезнет, как сейчас исчезает коррида — когда-то занятие для сильных мужчин, а ныне издевательство над быками. Останется свободный танец, где смогут танцевать все люди, независимо от их типов фигур и способностей, прогнозирует критик: «Балет — это все же очень дискриминирующий вид искусства».
Суть программы и упражнения
Рассчитана программа боди балет для взрослых, так как требует довольно ощутимых нагрузок на мышечный корсет и суставы, нужно терпеливо и усердно стараться выполнять все упражнения, которые включают боди балет уроки. Занятия для начинающих надо проводить только в зале, под руководством опытного фитнес-тренера, так как по фото и даже видео невозможно правильно понять технику выполнения многих специфических упражнений, взятых из классического балета.
График занятий предполагается следующий:
- боди балет для начинающих – 2 раза в неделю по 40-45 минут;
- после 3-х месяцев тренировки – 2-3 раза в неделю по 60 минут;
- для опытных спортсменов – 3 раза по 90 минут.
И только после полного освоения всех боди балет упражнений и особенностей тренировок, можно самостоятельно заниматься дома, используя онлайн или видеоурок.
Боди балет тренировка, как и в других видах фитнеса, состоит из трех этапов.
- – для разогрева мышц и разработки суставов – минимум 10 минут.
- Основная часть тренировки – 30-60 минут, состоит из выполнения упражнений в интенсивном темпе, в определенном порядке. Используется в основном классическая музыка, в том числе, в современной аранжировке. Также допускается modern classic в эстрадной обработке, современные ритмические треки.
- Заминка для максимальной проработки каждой группы мышц и восстановления дыхания. Проводится в спокойном темпе, под плавные мелодии, используются элементы . Время 8-10 минут.
О любимых блюдах и гастрономических послаблениях
Конечно, с годами мое питание меняется. Одно время я ела много орехов и сухофруктов, а сейчас не употребляю их совсем. Видимо, уже давно ими «наелась». Но вот модные веяния на мои гастрономические предпочтения не влияют. Хотя есть один коктейль, который я обожаю и который можно есть сколько угодно и никогда не поправиться. Готовит его мой муж. Это творог, молоко и фрукты (мне особенно нравятся бананы и киви).
Вообще любимые блюда — это те, которые дают силы и в то же время легкость. Пожалуй, больше всего я люблю курицу и мамины тушеные овощи. Это идеальная еда для меня.
Конечно, я люблю сладкое. Иногда ем желатиновые конфеты, они вкусные и, считается, что полезные для суставов. Одно из моих любимых летних удовольствий — пройтись по парку, подышать свежим воздухом и съесть вкусное мороженое. Что касается свадеб и прочих пышных застолий: такие события происходят крайне редко, поэтому я даже особо не задумываюсь над пищевым поведением в таких ситуациях. В любом случае просто стараюсь никогда не переедать. А если нужно скинуть лишнее, то работаю в зале подольше и усерднее. Этого достаточно, чтобы вернуться в форму.
Основные упражнения
Перечислить все боди балет упражнения в одной статье невозможно, кратко опишем те, которые используются чаще остальных.
- . Ноги во второй балетной позиции, руки согнуты и выставлены вперед. В медленном темпе выполняется приседание с подъемом рук вверх, потом – возвращение в исходную позицию. 20-25 повторов.
- . Стопы размещены одна перед другой параллельно. Далее, не отрывая носок от пола, ногу отвести вперед/в сторону/назад/в исходное положение. Выполняется по 10 раз каждой ногой.
- . Выполняется у станка, держась двумя руками, спина прямая. Не отрывая носок, отведите одну ногу назад, зафиксируйте положение. Далее резко ногу поднять максимально назад и вверх и вернуть обратно. Выполняется по 15 повторов на правую и левую ногу.
- Батман тандю жете
. Стопы размещены одна перед другой параллельно, одну ногу отвести вперед/в сторону/назад/в исходное положение в положении 45 градусов по отношению к другой ноге. По 10-15 повторов на каждую ногу. - Наклоны корпуса
. Выполняется у станка, правая нога ставится на станок, не сгибая коленей. Подняв правую руку, сделать 10 наклонов вперед, чтобы рукой коснуться пальцев ноги. Поменять ногу и сделать еще 10 наклонов. - . Стопы в первой балетной позиции – соприкасаются пятками и разведены на 180 градусов, руки разведены в стороны (одной можно держаться за станок – для баланса). Медленно выполняются глубокие приседания. Повтор 20 раз.
- . Ноги также первой позиции, руки в стороны, медленно надо подниматься на полупальцы и возвращаться назад. Повтор 20-30 раз. Рекомендуется подряд делать «тройчатку»: деми плие, гранд плие и релеве – для разработки связок.
Эффективность и результаты занятий
Боди балет для того, кто занимается регулярно и целеустремленно, сможет получить максимальную пользу уже через несколько месяцев. Это:
- Эффект похудения. За счет увеличения пульса во время выполнения упражнений запускается процесс естественного сжигания подкожного жира. Рекомендуется также сочетать тренировки боди балетом с определенной системой питания.
- Коррекция форм тела без существенного наращивания мышечной массы. Просто ткани станут более подтянутыми, эластичными, рельефными.
- Укрепление суставов и восстановление гибкости связок. Занятия боди балетом подходят для людей, перенесших травмы конечностей, спины – в качестве лечебной реабилитации.
- Укрепление сердечно-сосудистой системы, улучшение кровообращения и кислородного снабжения всех тканей организма.
- Увеличение гибкости (дают ), улучшение координации движения, ловкости и выносливости тела.
- Улучшение осанки, грациозность походки и всех движений.
- Антистрессовый эффект – психологическая разрядка, стабилизация настроения.