Спортивная гимнастика на летних Олимпийских играх 2020 — разновысокие брусья (женщины)


Какие мышцы работают на брусьях

Начнем со стандартных упражнений на брусьях, когда вы стоите между двух труб, принимаете упор и опускаете себя. Очень многое зависит от угла и амплитуды повторений.

  • Например, если вы при отжиманиях на брусьях расставите локти в стороны, то поможете растягиваться боковой части грудной мышцы, что усилить её проработку. В принципе грудные мышцы достаточно легко качать таким образом.
  • Если локти прижать к корпусу, отжимаясь на брусьях, то акцент делается на трицепсе.
  • При отклонении назад можно намного сильнее забить тот же трицепс и широчайшие.

Техника и правила выполнения упражнения

Правильная техника выполнения отжиманий на брусьях выглядит следующим образом:

  • Сначала необходимо разогреть мышечные ткани верхней части торса и размять плечевые суставы с помощью простых разминочных упражнений, например, махов и вращательных движений верхними конечностями.
  • Взяться за брусья прямым хватом, развернув запястья к корпусу. Свести лопатки и прижать подбородок к шее.
  • Перенести вес тела с нижних конечностей на верхние, а ноги скрестить в области щиколоток.
  • Вдохнуть носом и плавно опустить тело вниз, держась за брусья ладонями и сгибая локти. Когда тело окажется в нижней точке, в локтевых сгибах должен образоваться прямой угол.
  • Задержавшись в нижнем положении на несколько секунд, пока явно не почувствуется растяжение мышц, выдохнуть через рот и начать медленно подниматься в верхнее положение, не допуская рывков, раскачивания тела и движений головой.

Чтобы легче было освоить правильную технику отжиманий на брусьях, необходимо во время занятия фитнесом и непосредственно при выполнении данного тренировочного движения придерживаться таких правил:

  • разминка перед отжиманиями обязательна, и пренебрегать ею не следует, поскольку она способствует повышению эффективности фитнес-тренировки и помогает снизить риск получения травм;
  • начинать отжимание всегда необходимо с верхнего положения;
  • чтобы избежать раскачивания тела, следует постоянно напрягать мышцы пресса и ягодиц;
  • прижав локти к корпусу, можно оказать более акцентированную нагрузку на трицепсы, а если широко развести локти и наклонить корпус вперед, то фокус нагрузки в упражнении сместится на нижнюю часть груди;
  • первое время лучше выполнять вариант отжиманий на брусьях, более ориентированный на трехглавые мышцы плеч, а после отработки навыка правильной техники включить в занятие фитнесом и вариант отжиманий, направленный на мышцы нижней части груди;
  • усиливать нагрузку с помощью отягощений следует постепенно, по мере адаптации мышц к рабочему весу;
  • оптимальное расстояние между брусьями, позволяющее максимально снизить риск травматизма — немного шире плеч;
  • важно выполнять упражнение медленно, поскольку только в этом случае мышцы получают качественную и максимально эффективную нагрузку;
  • во время отжиманий необходимо следить за дыханием, вдыхая на подъеме и выдыхая в нижнем положении.

Как заниматься на брусьях

Экспериментируя с хватами, меняется нагрузка или же расставляются акценты. И это все только с однотипными упражнениями. Обычные упражнения, которые вы делали на полу преобразятся в нечто иное, если заниматься на брусьях. Например, отжимания. Выполняя их на трубах, амплитуда будет намного больше, что позволить очень хорошо прокачивать грудную мышцу. Есть еще хорошее упражнение – жим от какой-то поверхности, где вы спиной сидите у лавочки, ставите на нее руки и только ими поднимаете горизонтально свой корпус, в то время как ноги просто лежат на полу. На брусьях, очевидно, амплитуда, так же, намного больше.

Подъем корпуса в сед – стандартное упражнение на пресс. На полу часто возникает проблема в том, что при движениях поясница натирается и становится неудобно.

Однако тут стоит быть аккуратным и контролировать себя. Тренируясь, на брусьях вы можете опускать корпус очень низко. Это могло бы быть пользой, если бы не приносило вред позвоночнику. Делать все нужно правильно.

Ну, а если у вас есть фантазия или просто желание знать больше, то придумать можно столько разных странных и очень эффективных упражнений. Такая гимнастика на брусьях пойдет только на пользу. В крайнем случае их можно использовать даже как турник, только подтягиваться придется с уголком.

Но есть одна проблема в них – риск повредить суставы или получить растяжение. Это легко исправляется хорошей разминкой и правильной техникой.

Противопоказаний на брусьях особо нет, кроме тех, у кого проблемы с этими же суставами или же тем, кто не осознано выполняет подходы.

Если тренироваться на горячую голову, чтобы просто делать, то будет больше вреда.

Эволюция комбинаций гимнасток на разновысоких брусьях

Комбинации 50-х годов на брусьях были малодинамичны и состояли из простых подъёмов — разгибом, двумя вперёд и назад, переворотом, а также из оборотов в упоре спереди и сзади. Это обусловлено тем, что жерди были сведены настолько близко, что ни о какой амплитуде движений речи идти не могло. Соскоки представляли собой простые полуперевороты со стойки на руках или «заножку». Иногда соскок мог принимать вид сальто вперёд или назад из упора стоя на нижней жерди.

Получить полный текст

Репетиторы

ЕГЭ

Дипломная

В 60-е годы расстояние между жердями несколько увеличили. Соответственно к концу 60-х годов комбинации гимнасток значительно прибавили в динамике, стали намного сложней, а по числу элементов увеличились в два-три раза.

Основное отличие комбинаций 60-х от 50-х годов — это динамика. Гимнастка больше не делает ненужных пауз между элементами. Комбинация постоянно в движении. Идёт чередование подъёмов, оборотов и поворотов. Сами подъёмы не сильно изменились, но качество их исполнения, безусловно, претерпело перемены. Тот же подъём назад уже делается с активным разгибом назад от жерди, подъём двумя вперёд исполняет с перемахом ноги врозь в каждой программе. Более того, гимнастки освоили переходы от н. ж. к в. ж. и наоборот, чего мы не видели в 50-е. Эти переходы представляют собой срывы из оборотов назад в висе согнувшись или из упора сзади, а также угла вне или же более сложный вариант перехода — с н. ж. из оборота назад стоя дуга вперёд в вис на в. ж., а в том числе и с поворотом на 180! Гимнастки используют в комбинациях до селе неиспользуемые повороты в висе — «санжировки», то есть повороты махом вперёд на 180 градусов. Кроме того, санжировки используются и из упора стоя. Чешская гимнастка Вера Чаславска вставляет в свою программу ещё более интересный элемент — из упора спереди отмах с подлётом и поворотом на 360 градусов в вис. Соскоки в корне изменились. Теперь они представляют собой дугу вперёд из оборота стоя с поворотом на 180 или без него. Или же соскок срывом из оборота назад в упоре спереди.

Получить полный текст

Курсовая

ЕГЭ

Дипломная

В 70-е гимнастика продолжает развиваться и бурными темпами. Выдающейся гимнасткой 70-х годов безусловно является советская спортсменка Ольга Корбут. В 1972 году она включает в свою комбинацию сверхновый и сложный элемент — «петлю Корбут». Эта новинка представляет собой сальто назад из положения стоя на в. ж. в вис на в. ж. Также Ольга исполняет более сложные элементы со сменой жердей и соскок сальто назад прогнувшись из положения стоя на в. ж. через н. ж.

К середине 70-х годов гимнастки совершают просто революционный прорыв в развитии комбинаций на брусьях! Причём по всем направлениям. Наскоки становятся всё более разнообразными. Теперь это не просто наскок в вис, а с разбега прыжок на мостик, а с него сальто вперёд с касанием бёдрами н. ж. в вис на в. ж. или переворот от н. ж. в вис на в. ж. Элементы со сменой жердей становятся не просто обязательной «обузой», но и вносят существенный вклад в сложность программы. К примеру, гимнастки исполнят из упора спереди отмах и сальто вперёд в вис на в. ж. Сальто исполняется как лицом к в. ж., так и спиной к в. ж. (сальто Радохлы). С в. ж. на н. ж. гимнастки переходят сложными вариантами срывов. К примеру, из оборота назад прогнувшись в упоре сзади или из оборота назад углом вне в стойку на н. ж. Следующим важнейшим шагом, который впоследствии определил развитие гимнастики на брусьях в целом, стало выполнение элементов в стойку на руках. В 1976 году таким элементами стали как отмах из упора, так и сложный оборот назад не касаясь в стойку. Значительно усложнились и элементы с фазой полёта. Уже в середине 70-х гимнастки начали исполнять так называемую «дугу Бурды». Любовь Бурда уже в 1970-м году исполняет оборот назад стоя и санжировку с поворотом на 360, то есть общий поворот составлял 540 градусов. Впоследствии гимнастки достигли больших высот в виртуозном исполнении этого сложного элемента. Также отметим выдающуюся румынскую гимнастку Надю Команечи, которая показала в 1976 году сверхсложный элемент. Из упора спереди отмах и сальто вперёд ноги врозь в вис! Это послужило начало эры полётных элементов на брусьях разной высоты. Уровень сложности соскоков вырос в несколько раз. Теперь это оригинальные контр-сальто вперёд после дуги вперёд из оборота стоя, которые чуть позже стали исполняться в положении согнувшись, а также с поворотами на 180 и 360 градусов. Надя Команечи выполняет интересную модификацию данного соскока, выполнив в дуге поворот на 180, а затем сальто назад. В 1978 году Стэффи Крэкер исполняет соскок Команечи с поворотом на 360 градусов. Также практикуются соскоки с отталкиванием бёдрами от в. ж. и сальто назад с поворотом на 180 и 360 градусов. Многие гимнастки берутся за исполнение соскоков лётом из упора спереди с поворотом на 360 градусов.

Получить полный текст

Уже через год гимнастика на брусьях ещё более разительно изменяется. Гимнастки начинают пробовать исполнять все элементы через стойку на руках. К примеру, в 1977 в комбинации выдающейся советской гимнастки Натальи Шапошниковой уже есть большой оборот назад. Выполняется он по особой технологии, обусловленной небольшим расстоянием между жердями. Гимнастке приходится сильно складываться на спаде со стойки, а затем подъём в стойку осуществлять через прогиб в спине. Также Наталья исполняет сложнейший для тех времён «перелёт Шапошниковой», представляющий собой оборот назад не касаясь с н. ж. в вис на в. ж. А соскок также крайне необычен! Если все гимнастки выполняли соскоки, которые описаны чуть выше, то Наталья исполнят «мужской» соскок двойным сальто назад в группировке. К концу 70-х гимнастки в массах выполняют большие обороты, усложняют их перемахом ноги врозь (Штальдер делают сложные отмахи в стойку с поворотами. Комбинация всё больше начинает походить на комбинацию гимнастов на перекладине. Это обусловлено ещё и тем, что к концу 70-х гимнастки осваивают перелёт Ткачёва, который Александр Ткачёв выполнил в 1977 году, сальто Егера, отталкиванием от н. ж. животом, а также предножку и перелёт Воронина, лёт ноги врозь с поворотом на 180 в вис. А вот сальто Корбут, которое к 1978 году было использовано в комбинациях многих сильнейших гимнасток, перешло в разряд запрещённых к использованию элементов. отметим, что в элементах типа «Корбут» гимнастки проявляли изобретательность. К примеру, Елена Мухина исполнила его с поворотом на 360, а также была версия Корбут вперёд. То есть из положения стоя сальто вперёд с поворотом на 180 в вис. Отметим сложнейший соскок Елены Мухиной. Он представлял собой оборот назад в упоре (а позднее был исполнен и из упора не касаясь) срыв в лёт вперёд через жердь и контр-сальто назад в группировке. К сожалению, этот соскок был единичным явлением и вскоре окончательно исчез из арсенала гимнасток. Но потенциал его далеко не исчерпан.

Комбинации гимнасток в 80-х вышли на совершенно новый качественный уровень. А дело в том, что в конце 80-х брусья ещё развели (увеличили расстояние между жердями). То есть до середины 80-х комбинации гимнасток ещё можно назвать комбинациями на брусьях, то после — это уже программа на двух перекладинах. Но обо всём по порядку.

Комбинации гимнасток начала 80-х отличаются от конца 70-х тем, что гимнастки в массах начинают насыщать программы всеми возможными элементами через стойку как на в. ж., так уже и на н. ж. Практически в комбинации каждой гимнастки можно встретить оборот не касаясь в стойку на в. ж. и н. ж., Штальдер, реже Эндо. Переход с н. ж. на в. ж. осуществляется как правило «модным» подъёмом двумя вперёд ноги вместе или врозь с отпусканием рук. В обратный сторону переходы различны. От срывов из висов согнувшись, так и махом назад лёт назад в вис. В основном все силы гимнасток направлены на изучение элементов с фазой полёта. Теперь уже практически не встретишь предножки или сальто Егера отталкиванием от н. ж. — гимнастки окончательно переходят на полноценное выполнение этих элементов из виса. Если перелёт Ткачёва в 1979 году могли исполнить 5-6 гимнасток высшего уровня, то в начале 80-х — это уже норма. Правда путь к истинному Ткачёву долог и труден и будет продолжаться ещё долго. Дело в том, что гимнастки по сути выполняли «псевдо-Ткачёв». То есть они делали высокий мах вперёд, а затем просто спад назад разведя ноги. Нет тут не контр-темпа как в настоящем Ткачёве, нет и перемаха ногами над грифом. Эволюция этого элемента была долгой и трудной. Также заметим, что к 1983 году гимнастки в массах выполняли не только сальто Егера, но и сальто Делчева. Это интересно тем, что мужчины отказались от делчевского сальто практически сразу и перешли на Гингер. А вот гимнастки все 80-е упорно делали это сальто. Но с 90-х годов и оно «вымерло» из их комбинаций. Отдельного внимания заслуживает комбинация Натальи Юрченко 1983го года. Она уже тогда сумела включить в комбинацию чисто мужскую сложную связку из перелёта Ткачёва и сразу в темп сальто Делчева. Соскоки всё больше становятся похожими на соскоки мужчин на перекладине. Наиболее распространённым является соскок двойным сальто назад в группировке или двойной пируэт назад.

Получить полный текст

К середине 80-х комбинации не сильно меняются по своему построению. Но некоторые элементы программы безусловно становятся сложнее. Например, наскоки. Гимнастки всё чаще начинают экспериментировать со сложными наскоками. К примеру, исполняются наскок сальто вперёд на в. ж. как со стороны в. ж. так и через н. ж., аналогично с наскоком рондат — твист или наскок Елены Гуровой фляк с поворотом на 360 на н. ж. Элементы со сменой жердей также усложняются именно в массах. К примеру, достаточно часто (особенно в исполнении советских гимнасток) можно встретить перелёт Шапошниковой с н. ж. на в. ж., а с в. ж. на н. ж. гимнастки перелетают как правило санжировкой. Более того, можно увидеть и сложнейший (особенно если учитывать небольшую ширину между жердями) перелёт с в. ж. на н. ж. с использованием сальто назад в группировке (в исполнении Оксаны Омельянчик 1985 года). В положении, прогнувшись это сальто станет завсегдатаем в комбинациях практически всех гимнасток 90-х и далее, и будет именовано как сальто Пак. К элементам с фазой полёта добавляются Ткачёв, но выполненный после Штальдера — впервые был выполнен Ханой Рицной, или оригинальный, редкий и очень сложный перелёт Елены Шушуновой. Он представляет собой поворот на 360, состоящий из двух поворотом на 180, и Ткачёв, а если быть точным лёт назад ноги врозь. Это была попытка исполнения перелёта Ткачёва с поворотом на 360, но применительно к разновысоким брусьям. В 1988 году советская гимнастка Светлана Козлова на союзных соревнованиях демонстрирует уникальный элемент — тройное сальто назад в соскок! В международных правилах он появится лишь по истечении десяти лет в исполнении мексиканской гимнастки Брэнды Маганы.

Комбинации гимнасток 90-х годов сильно эволюционируют по сравнению с 80-ми. Конечно, большую роль здесь сыграло то, что брусья были разведены ещё больше, и появилась возможность ещё полнее использовать потенциал элементов, исполняемых большим махом. Но это конечно не всё. После Олимпиады 1992 года правила были изменены. И помимо сложных элементов, стали цениться связки элементов (пусть и не максимально трудных) между собой. Это привело к перемене внешнего вида комбинации и вывело её на ещё один качественный уровень. Если говорить о 1992 годе, то это был последний год при котором гимнастки «жили по старому». Конечно, все спортсменки выжимали из своих комбинаций всё, что было возможно. Практически у всех в комбинации было по два элемента с фазой полёта. Как правило, Ткачёв и Делчев, но были и исключения. Например, корейская спортсменка Ким Гванг Сук продемонстрировала просто безумное соединение перелёта Ткачёва и контр-сальто вперёд в вис (в мужской гимнастике сальто Ксяо Руизи/Маринича). Элементы со сменой жерди — это, как правило, перелёт Шапошниковой или обратный ему оборот не касаясь, но изнутри жердей с поворотом на 180. Соскок уже на порядок более сложный. У многих гимнасток это двойное сальто назад в группировке с поворотом на 360, выполненный впервые Оксаной Чусовитиной в 1991 году, или двойное сальто назад прогнувшись.

Уже с 1993 года гимнастки начинаются поисками новых типов соединения элементов. к примеру, «в моду» входит соединение сальто Егера или перелёта Ткачёва с сальто Пак с в. ж. на н. ж.. Или популярность имеет связка из вертушки Чусовитиной (большой оборот назад с прыжком и поворотом на 360) и каким ни будь лётовым элементом, например сальто Гингера или перелёта Ткачёва. Но самым выдающим мастером сложных соединений элементов является звезда российской гимнастики Светлана Хоркина. Она исполняет в комбинации сразу несколько соединений. К примеру, в 1997 году после Штальдера с поворотом на 360 выполняет сразу же большой оборот назад с поворотом на 540 и сразу же свой коронный перелёт Маркелова. А её вторая связка послужит и для последующих поколений гимнасток отличным примером простоты и гениальности задумки — после оригинального большого оборот назад с прыжком и поворотом на 540 идёт сальто Пак, затем сразу же Штальдер на н. ж. и сразу же её второй именной элемент — перелёт Хоркиной или Шапошникова с поворотом на 180 градусов.

Программа тренировок на брусьях

Благодаря многофункциональности брусьев у нас есть разнообразие, которое поможет правильно распределять нагрузку на разные мышцы и увеличить длительность тренировок. В принципе, как и в любой другой сфере расписание тренировок на брусьях приблизительно такое — ежедневно либо 3 к 1. Разница в том, что тренировка на брусьях каждый день – это укрепление, поддержание и небольшое увеличение общего тонуса. Если у вас много свободного времени и сил, вы можете ежедневно выполнять эту тренировку на брусьях, а в некоторые дни еще дополнительно какую-то другую, вплоть до тех же мышц. Это положительно влияет на общую физическую форму и дисциплинированность.

Порядок комплекса упражнений на брусьях такой:

  • Отжимания горизонтальные (15 раз).
  • Стандартный жим (10 раз).
  • Жим с уклоном назад (15 раз).
  • Жим с локтями в сторону (10 раз).
  • Жим плечами (12 раз).
  • Жим с уклоном вперед (8 раз).
  • Жим обратным хватом (7 раз).
  • Ходьба на брусьях руками.

Отдых между подходами 70 секунд. Желательно выполнять сет два раза, но это зависит от вашего физического развития. Если сложно, то начните с одного. Лазанье – завершающее упражнение, которое рекомендуется делать в конце тренировки, а не круга. Пресс, который был описан выше служит для того, чтобы не сбавлять интенсивности. Он в этом тексте просто как пример хорошего упражнения, которое хоть и похоже на поднимание ног на турнике, но все же отличается. Однако, если вы хотите сжечь больше калорий, то вместо отдыха между кругами, делайте это упражнение.

Результаты

МестоСпортсменкаБазаЗа техникуШтрафИтог
1Хэ Кэсинь (CHN)7.7009.02516.725
2Настя Люкин (USA)7.7009.02516.725
3Ян Илинь (CHN)7.7008.95016.650
4Бет Твиддл (GBR)7.8008.82516.625
5Анастасия Коваль (UKR)7.3009.07516.375
6Ксения Семёнова (RUS)7.4008.92516.325
7Стельяна Нистор (ROU)7.0008.57515.575
8Дарина Згоба (UKR)7.1007.8750.10014.875

Общие советы

Хорошо разминайтесь, чтобы не получить травму.

Для начинающих людей в спорте, которые занимаются на брусьях можно попробовать выполнять только стандартный жим, чтобы привыкнуть.

Для девушек лучше подойдут стандартные отжимания на брусьях и пресс, вместо отклонений и смен хвата.

Отжимания идут первыми для того, чтобы, в большей мере, адаптировать мышцы к следующей нагрузке, а не суставы. Максимально тривиальное, но важное правило – вы тренируетесь для себя, а не для кого-то. Это значит, что каждое повторение должно быть качественным. Не проседайте в темпе. Дышите. Не нужно задерживать дыхание при выполнении сложных задач. Это уничтожит ваш организм еще до того, как вы дойдете до конца первого круга. И пейте воду во время тренировок. Такая методика не только улучшить вашу результативность во время тренировок, но и улучшить результат после нее.

Особенности снаряда

Гимнастические брусья подойдут всем — маленьким детям, подросткам, взрослым, ведь нагрузка идет исключительно благодаря собственному весу, а руки должны быть тренированными относительно размеров тела. Если мы говорим о комфортных и полезных занятиях на гимнастике, ширина брусьев должна соответствовать возрасту, а значит придется или их делать под конкретного человека, или же просто заниматься на гимнастических брусьях, ведь их ширина регулируется. Расстояние между параллельными брусьями должна быть на несколько сантиметром шире плеч, большее расстояние может быть травмоопасным, а меньшее чрезмерно нагрузит одну группу мышц, а именно трицепсы. Так что отрегулируйте гимнастические перекладины так, чтобы было удобно, нужно подтянуть, чтобы они не шатались и не раскачивались.

Для избежание травмы нужно провести разминку, во время упражнений нужно нагружать равномерно все мышцы, которые могут работать в конкретном упражнении. Брусья — не турник, здесь важна комплексная работа, а не накачка определенной мышцы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]